А Н А Л И З Л

  • Размер: 1.9 Мб
  • Автор: Света Тетерина
  • Количество слайдов: 10

Описание презентации А Н А Л И З Л по слайдам

А Н А Л И З  Л И Р И Ч Е С К ОА Н А Л И З Л И Р И Ч Е С К О Г О П Р О И З В Е Д Е Н И Я (на примере стихотворения А. А. Блока «Незнакомка» )

По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и тлетворныйПо вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух. Вдали над пылью переулочной, Над скукой загородных дач, Чуть золотится крендель булочной, И раздается детский плач. И каждый вечер, за шлагбаумами, Заламывая котелки, Среди канав гуляют с дамами Испытанные остряки. Над озером скрипят уключины И раздается женский визг, А в небе, ко всему приученный Бесмысленно кривится диск. И каждый вечер друг единственный В моем стакане отражен И влагой терпкой и таинственной Как я, смирен и оглушен. А рядом у соседних столиков Лакеи сонные торчат, И пьяницы с глазами кроликов «In vino veritas!» * кричат. И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне? ), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне. И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна Дыша духами и туманами, Она садится у окна. И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука. И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль. Глухие тайны мне поручены, Мне чье-то солнце вручено, И все души моей излучины Пронзило терпкое вино. И перья страуса склоненные В моем качаются мозгу, И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу. В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне! Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине.

1.  П Р О И З В Е Д Е Н И Е  В1. П Р О И З В Е Д Е Н И Е В К О Н Т Е К С Т Е Т В О Р Ч Е С Т В А П О Э Т А В период 1906 г. поэт порывает со своими друзьями-символистами. От него ушла его первая любовь — Л. Д. Менделеева к его близкому другу — поэту Андрею Белому. Время войн и революций. Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений поездки в дачный поселок Озерки. Торжественно-возвышенное настроение после стихов о Прекрасной Даме сменяется разочарованности в реальной действительности, чувство тревоги за мир, который нуждается в спасении. “Страшный мир” — вторая книга стихов Блока. Так назвал Блок мир, в который он пришел в начале XX века. Ощущение неблагополучия жизни, ее трагических противоречий, порожденного ими “глухого мрака” — предпосылка всего творчества Блока.

2.  Н А П Р А В Л Е Н И Е ,  К2. Н А П Р А В Л Е Н И Е , К К О Т О Р О М У О Т Н О С И Т С Я С Т И Х О Т В О Р Е Н И Е Символизм (младший символизм). У символистов творчество сосредоточенно в основном на выражении интуитивно постигаемых идей и смутных чувств посредством символа. Поэзия А. Блока — поэзия намеков, которые читатель должен понять, расшифровать самостоятельно и в согласии с ними дорисовать картину реальности, или фантазии, или, условно говоря, “душевного пейзажа” — переживания или мироощущения поэта.

4.  Л И Р И Ч Е С К И Й  С Ю Ж4. Л И Р И Ч Е С К И Й С Ю Ж Е Т Идейно-тематический уровень. Идея – инфернальность окружающего мира и присутствие в мире «недосягаемого» идеала. Тема – встреча незнакомки

5.  Л И Р И Ч Е С К И Й  Г Е Р5. Л И Р И Ч Е С К И Й Г Е Р О Й Вовлечённый и отстранённый: он замечает грязь и безнравственность окружающего мира, однако при этом присутствует в злачном месте, пьёт. Незнакомка видится ему как идеал, несмотря на её обезличенность, но он не может подобраться к идеалу (+Гоббс)

Р И Т М И Ч Е С К А Я  О Р Г АР И Т М И Ч Е С К А Я О Р Г А Н И З А Ц И Я Стихотворение написано ямбом (5 -ти и 4 -х-стопным) с большим количеством пиррихиев (в 1, 3 сторках), рифма – перекрёстная. Это делает текст более музыкальным, размеренным.

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Е  СХ У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Е С Р Е Д С Т В А Антитеза (реальность мира/романтический идеал – 1 и 2 части заканчиваются 1 фразой(!)) Параллелизм (булочный крендель над дачами – диск луны над миром) Эпитеты (тлетворный дух, таинственная и терпкая влага, бездонные очи) Метафоры (диск в небе) Олицетворения (кривится диск, воздух дик)

П Р О С Т Р А Н С Т В Е Н Н О -П Р О С Т Р А Н С Т В Е Н Н О — В Р Е М Е Н Н Ы Е Х А Р А К Т Е Р И С Т И К И Начало стихотворения — взгляд «над» — пространство сужается (пространственная антитеза) – пространство ресторана. Истина в вине, мир – «в стакане» . Появление незнакомки – взгляд перемещается за пределы «стаканного» мира

М И Ф О П О Э Т И К А Событие «разгульного» вечера повторяет событиеМ И Ф О П О Э Т И К А Событие «разгульного» вечера повторяет событие вакханалии (греческая мифология) Незнакомка – безликое, «древнее» , в трауре , медленно проходящее и незамеченное всеми существо (смерть/харон). Проблема: незнакомка – реальный человек или символ? Можно ли относить стихотворение к любовной лирике?