1 Художественные средства

Скачать презентацию 1 Художественные средства Скачать презентацию 1 Художественные средства

Лекция 3 Дополнения.ppt

  • Количество слайдов: 87

>     1 Художественные средства построения композиции Лекция 3 1 Художественные средства построения композиции Лекция 3

>     2 «Если вы, не зная законов владения цветом и 2 «Если вы, не зная законов владения цветом и построения композиции, способны создавать шедевры, то ваш путь заключается в этом «незнании» . Но если вы в своем «незнании» не способны создавать нечто высококлассное… вам следует позаботиться о получении соответствующих знаний» Иоханнес Иттен* - швейцарский художник, крупнейший исследователь цвета в искусстве

>    3 • Создание любого объекта предметно-  пространственной среды – 3 • Создание любого объекта предметно- пространственной среды – это работа с формой • Конечная цель – достижение художественной выразительности формы • Основной метод дизайна -художественно- образное моделирование объекта дизайн- проектирования посредством композиционного формообразования

>       4  Композиция как инструмент гармонизации структуры 4 Композиция как инструмент гармонизации структуры и формы объектов дизайна

>    5  Слово «композиция» происходит от  латинского compositio – 5 Слово «композиция» происходит от латинского compositio – сочинение, составление, расположение, приведение в порядок Композиция – это средство, процесс и результат гармонизации структуры и формы разрабатываемого дизайнером объекта – изделия, набора изделий, комплекса, ансамбля, предметной среды

>     6 Интегральные содержательно-эстетические  категории композиции:  - структура 6 Интегральные содержательно-эстетические категории композиции: - структура - тектоника - колорит Объемно-пространственная структура – отражение в форме закономерностей строения объекта дизайна Тектоника – соответствие формы закономерностям конструкции , технологии изготовления и материалам, используемым для создания объекта дизайна

>7 7

>    8 • Колорит – закономерное сочетание цветов в  композиции 8 • Колорит – закономерное сочетание цветов в композиции объекта дизайна (по цветовому тону, насыщенности и светлоте) на основе принципов гармонии цветовых отношений

>9 9

>10 10

>11 11

>12 12

>13 13

>     14 Виды композиции • пространственная композиция –  ▫ 14 Виды композиции • пространственная композиция – ▫ свойственна архитектуре (фронтальная, объемная, глубинно-пространственная) • живописно-плоскостная – ▫ свойственна живописи • объемно-пластическая – ▫ свойственна скульптуре • линейно-графическая – ▫ свойственна станковой и книжной графике

>      15  Основные принципы композиции любых объектов дизайна 15 Основные принципы композиции любых объектов дизайна • единство целого и частей формы ▫ элементы будут лучше отвечать принципу единства, если они родственны по форме, размеру, текстуре, цвету и направлению • соподчиненность элементов формы (п-п доминанты) ▫ организующее начало композиции – доминанта; характеристики доминанты в более приглушенном звучании повторяются в отдельных частях формы, связывая их между собой • уравновешенность элементов формы ▫ означает расположение изобразительного материала вокруг воображаемой оси симметрии таким образом, чтобы правая и левая стороны (верхняя и нижняя) находились в равновесии • соразмерность элементов формы (пропорциональность) ▫ соотношение размеров формы, цветовой гаммы, тоновой насыщенности и др.

>      16 Основные средства композиции Средства первого уровня: 16 Основные средства композиции Средства первого уровня: пропорции, ритм и масштаб Средства второго уровня: симметрия−асимметрия динамика−статика контраст−тождество−нюанс

>     17 Приемы – это процесс художественно обоснованного  выбора 17 Приемы – это процесс художественно обоснованного выбора и применения средств композиции Например, пропорционирование, ритмизация, масштабирование, контрастирование, нюансировка

>     18  Пропорции – соразмерность элементов формы, согласованная система 18 Пропорции – соразмерность элементов формы, согласованная система отношений частей между собой и целым • Арифметические (модульные) пропорции основаны на повторении единого заданного размера, получаемого в виде разности каждой пары членов (a–b) = (b–c) = (c–d) =…= m. • Геометрические пропорции основаны на равенстве отношений и проявляются в геометрическом подобии членений и форм (a : b = b : c =…= k). • Разновидностью геометрической является гармоническая пропорция. Среднее гармоническое = 2/(1/a+1/b) = 2 ab/(a+b).

>      19  Примеры золотого сечения 19 Примеры золотого сечения

>     20 Ритм – закономерное чередование  соизмеримых элементов формы, 20 Ритм – закономерное чередование соизмеримых элементов формы, их акцентирование, повторение, нарастание, убывание Метр – простейший вид ритма – чередование одинаковых элементов (а + а…)

>    21  Масштаб – мера соответствия модели  размерам реального 21 Масштаб – мера соответствия модели размерам реального объекта или другим предметам, выявляемая при их сопоставлении Формула масштаба М = L / Lэт М – масштаб изделия, L – размеры типичных частей и элементов изделия Lэт – часто встречающиеся размеры аналогичного изделия – эталона

>    22  Симметрия − асимметрия – категории  композиции, выражающие 22 Симметрия − асимметрия – категории композиции, выражающие физический закон равенства моментов сил и связанные с принципом равновесия Симметрия – это тождество элементов формы, одинаково расположенных относительно средней линии (оси) симметрии, центра симметрии, плоскости симметрии Асимметрия – отсутствие или нарушение симметрии

>     23  Виды симметрии:  - зеркальная - центральная 23 Виды симметрии: - зеркальная - центральная (совместимость достигается вращением фигуры относительно оси симметрии) - винтовая

>    24  Динамика − статика – категории  композиции, выражающие 24 Динамика − статика – категории композиции, выражающие движение и покой

>25 25

>26 26

>27 27

>     28  Контраст − нюанс – категории композиции, 28 Контраст − нюанс – категории композиции, определяющие такие отношения однородных элементов формы, которые характеризуются резко или слабо выраженными различиями Тождество – отсутствие каких-либо отличий Контраст – прием композиции, основанный на резко выраженном противопоставлении однородных свойств элементов целого (структуры, объема, конфигурации, тона, цвета, фактуры, текстуры, характера пластики, графического рисунка, величины, направленности, протяженности) Нюанс – прием композиции, основанный на слабо выраженных различиях однородных свойств элементов целого

>    29 Цветовой контраст 29 Цветовой контраст

>      30 Контраст по насыщенности 30 Контраст по насыщенности

>  31  Нюанс 31 Нюанс

>    32  Немного практики 32 Немного практики

>33 33

>34 34

>35 35

>36 36

>37 37

>38 38

>39 39

>40 40

>41 41

>42 42

>43 43

>44 44

>45 45

>46 46

>       47 Закономерности зрительного восприятия формы и пространства 47 Закономерности зрительного восприятия формы и пространства

>     48  Восприятие - процесс отражения человеком предметов и 48 Восприятие - процесс отражения человеком предметов и явлений объективной действительности в ходе их непосредственного воздействия на органы чувств, а также создание чувственного образа предмета или явления, возникающего в процессе такого отражения Зрительное восприятие на девяносто процентов обеспечивает человека всей получаемой информацией

>    49 Свойства восприятия  •  Зоны активности и направления 49 Свойства восприятия • Зоны активности и направления • Последовательность • Избирательность • Реакция на движение • Целостность • Соотносительность и иллюзорность • Ассоциативность и образность

>       50  Зоны активности   50 Зоны активности Свойства восприятия

>       51  Зоны направления: Активные (начало) – 51 Зоны направления: Активные (начало) – (развитие) горизонталь вверху, вертикаль слева, диагональ снизу/слева вверх/вправо Пассивные (завершение, ограничение) – (угасание) горизонталь внизу и вертикаль справа; внизу, диагональ сверху/слева - вниз/вправо Свойства восприятия

>       52  Последовательность и избирательность  52 Последовательность и избирательность Свойства восприятия

>   53 Свойства восприятия 53 Свойства восприятия

>       54  Целостность восприятия   54 Целостность восприятия Свойства восприятия

>    55  Соотносительность и иллюзорность     55 Соотносительность и иллюзорность Свойства восприятия

>      56  Ассоциативность на примере восприятия формы и 56 Ассоциативность на примере восприятия формы и направления линий: • Горизонтальные линии - основательность, спокойствие, тишину; • Вертикальные – стремление вверх, рост, торжественность; • Спиральные – вращательное движение, развитие; • Ломаные – агрессивность, неуравновешенность; • Волнообразные – движение различной скорости; • Наклонные: ▫ Восходящие (активные) – надежда, взлет, подъем; ▫ Нисходящие (пассивные) – чувство нестабильности, грусть, тоска, бессилие. Свойства восприятия

>    57 Графические средства построения композиции 57 Графические средства построения композиции

>       58  Графика - используется как средство 58 Графика - используется как средство передачи на плоскости той или иной смысловой (текстовой или изобразительной) информации, а также художественной разработки формы. Графические средства: - точка; - линия; - пятно (или тон); - цвет.

>    59 Точка - выделяется как графический акцент на плоскости. 59 Точка - выделяется как графический акцент на плоскости. Свойства точки в композиции: - расположение на плоскости; - относительный размер; - силуэт; - плотность заполнения; - яркость и др.

>    60 Линия - По форме характеризуется протяженностью или развитием на 60 Линия - По форме характеризуется протяженностью или развитием на плоскости в одном координатном направлении (в длину) Характер линии определяется: материалом и техникой исполнения

>    61  Жесткие линии 61 Жесткие линии

>    62 Мягкие линии 62 Мягкие линии

>       63  Композиционные задачи решаемые построением линий 63 Композиционные задачи решаемые построением линий • Эффект переплетения фигур • Наложение фигур • Расположения под углом к зрителю • Утяжеление верха (низа композиции) • Сохранение плоскости • Эффект пространства • Эффект динамики, ритма (чередованием отрезков) • Создание равновесие (осями) • И др.

>64 64

>     65  Виды линий • По характеру движения точки: 65 Виды линий • По характеру движения точки: ▫ Прямые, кривые, ломаные, смешанные • По направлению: ▫ Вертикальные, горизонтальные, наклонные • По положению: ▫ Плоскостные, пространственные • По закономерности: ▫ Правильные, неправильные • По взаимоотношению: ▫ Пересекающиеся, непересекающиеся, сплетающиеся

>    66 Пятно - заполняет графическую плоскость различными формами тоновой графики 66 Пятно - заполняет графическую плоскость различными формами тоновой графики Линия определяет границы формы, а пятно задает тоновое покрытие, фактуру

>      67  Примеры тоновых покрытий 67 Примеры тоновых покрытий

>68 68

>69 69

>70 70

>71 71

>72 72

>      73  Примеры декоративных тоновых покрытий 73 Примеры декоративных тоновых покрытий

>74 74

>    75  Практические задания на тему «Линия и пятно» 1) 75 Практические задания на тему «Линия и пятно» 1) Скомпоновать два устойчивых композиционных изображения из прямых линий одинаковой и различной толщины. Примеры:

>       76  2) Разработать композицию только из 76 2) Разработать композицию только из горизонтальных и вертикальных линий. Примеры:

>    77  3) Создать динамическую и статическую  композиции из 77 3) Создать динамическую и статическую композиции из кривых линий. Пример:

>       78  4) Скомпоновать гармоническое сочетание 78 4) Скомпоновать гармоническое сочетание прямых линий для получения линейного орнамента Примеры:

>79 79

>       80  5) Создать три вида линейной 80 5) Создать три вида линейной штриховки Примеры:

>     81  6) Создать 3 тоновых покрытия из линий 81 6) Создать 3 тоновых покрытия из линий и простых фигур. Дать названия этим покрытиям. (См. пр-ры на слайдах 67 -72) 7) Создать 3 декоративных тоновых покрытия. (См. пр-ры на слайдах 72 -74) ВСЕ ЗАДАНИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВЫПОЛНЕНЫ НА ЛИСТАХ ФОРМАТА А 4 ПЛОТНОСТЬЮ НЕ МЕНЕЕ 150 ГР/М 2. РАЗМЕР КАЖДОЙ КОМПОЗИЦИИ 10 х10 СМ. ИНСТРУМЕНТЫ: КАРАНДАШ, РУЧКА, ФЛОМАСТЕР, КИСТЬ И Т. Д. ВСЕ КОМПОЗИЦИИ ВЫПОЛНЯЮТСЯ В АХРОМАТИЧЕСКИХ ЦВЕТАХ

>    82  Задание на тему «Ассоциативные представления»  Перевести слова 82 Задание на тему «Ассоциативные представления» Перевести слова в линии, пятна и узор: «уныние – восторг – удовлетворенность» «легкость – тяжесть – хрупкость» «подавленность – радость – спокойствие» «плавность – завихрение – неподвижность» «мягкость – жесткость – прочность» «липкость – текучесть – колючесть»

>       83  Пример оформления: Понятие  Линии 83 Пример оформления: Понятие Линии Пятно Узор Счастье Печаль Тяжесть Острый

>    84 ЗАДАНИЕ ЗА 60 СЕКУНД 84 ЗАДАНИЕ ЗА 60 СЕКУНД

>    85  Задание 1) Придумать рекламный слоган для предмета 2) 85 Задание 1) Придумать рекламный слоган для предмета 2) Придумать слоган на баннер 3) Из букв слова «кресло» составить ассоциативные слова

>    86 4) Из трех составляющих создать символ «программиста»  86 4) Из трех составляющих создать символ «программиста» Например, Составляющие элементы символа медицины - крест - змея - чаша - кадуцей

>     87 Темы рефератов  • Первые западноевропейские теоретики 87 Темы рефератов • Первые западноевропейские теоретики дизайна (2 -я пол. XIX – XX вв. ) • Графический дизайн в России кон. XIX – нач. XX вв. (жанры, особенности формообразования, Художественные истоки) • Стиль в графическом дизайне. 60 -80 -е годы • «Итальянская линия» в дизайне 1960 – 1980 - х гг. • Японская школа дизайна