1. Философская антропология как раздел философского знания о
lekciya_№111.pptx
- Размер: 267.6 Кб
- Автор:
- Количество слайдов: 18
Описание презентации 1. Философская антропология как раздел философского знания о по слайдам
1. Философская антропология как раздел философского знания о человеке Вопросы лекции: 2. Современная философия о с мысле и цели жизни человека в обществе. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
Литература Васильев В. В. Философия: учебник. –М. , 2012. Зотов А. Ф. , Миронов В. В. , Разин А. В. Философия: учебник. – М. , 2012. Марков Б. В. , Липский Б. И. Философия: учебник для бакалавров. –М. , 2012. Миронов В. В. Философия: учебник. – М. , 2011. Подопригора С. Я. Философский словарь. – Ростов-на-Дону, 2013. Философия: учебник /под ред. Проф. Каверина Б. И. — М. , Воен. ун-т. , 2011. Философия: учебник для вузов /Под ред. В. Лавриненко, А. Ратникова. — М. , 2010. Обязательная:
Вопрос лекции: 1 1. Философская антропология как раздел философского знания о человеке
Органическая малая часть вселенной, особый микрокосм Творение Бога, созданное по его образу и подобию ЧЕЛОВЕК Возрождение гуманизма, человек – творец самого себя и своей судьбы Существо исключительно разумное, способное к познавательной деятельности Творец истории и мира культуры на разумных и справедливых началах. ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ и ПОДХОДОВ
ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ ЕГО СУЩНОСТИ И ПРИРОДЕ ТЕЧЕНИЕ НЕМЕЦКОЙ ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКАФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В УЗКОМ СМЫСЛЕ В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ Философская антропология – учение о природе и сущности человека в единстве его природного и социального, физического и духовного, объективного и субъективного
преодоление нестабильности человеческого бытия через механизмы культуры избавление человека от чрезмерной необходимости выбора к ризис общества и как следствие кризис личности. М. Шелер (1874 -1928 ) А. Гелен (1904 -1976 ) Г. Плеснер (1892 -1985 ) Основные идеи:
ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНО-ЦЕННОСТНАЯ ПРОБЛЕМЫ ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ Анализ происхождения и становления человека как социального существа Изучение человека в мире культуры как личности, объяснение смысла и цели его жизни Исследование познавательных возможностей и способностей человека ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
РЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ: объяснение происхождения человека и общества анализ деятельной общественной сущности человека изучение человека в мире культуры, создание им материальных и духовных ценностей формирование всеобщей общенаучной концепции человека взаимосвязь материального и духовного в жизни человека обоснование гуманистического характера общественного развития. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Вопрос лекции: 2 2. Современная философия о с мысле и цели жизни человека в обществе
ЧЕЛОВЕК ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ СОВОКУПНОСТЬ УСЛОВИЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ И ФОРМИРУЮЩИХ ЧЕЛОВЕКА КАК БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВИД СОВОКУПНОСТЬ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТЬ, РЕАЛИЗАЦИЮ ЕГО ЦЕЛИ И СМЫСЛА ЖИЗНИБиологическое Социальное
ЧЕЛОВЕК■ обладание развитой системой высшей нервной деятельности ■ прямохождение, особое анатомическое строение тела ■ адаптация к природной среде ■ клеточное строение организма и способность к обмену веществ■ наличие микроэлементов и химических соединений ■ действие безусловных и условных рефлексов ■ наличие генов, определяющих наследственность ■ способность к продолжению рода ■ физическая сила, ловкость, выносливость■ обусловленность продолжительности жизни Биологическое в человеке
Социальное в человеке ■ детерминированность мышления, общения, поведения и деятельности социальной средой ■ передача опыта, знаний и культуры от поколения к поколению ■ усвоение знаний, норм и принципов жизни ■ ответственность перед собой и обществом■ творческий характер жизнедеятельности ■ многообразие потребностей и интересов и их удовлетворение ■ многообразие видов и форм социальной активности ■ ценностное осмысление жизни ■ реализация и самореализация смысла и цели жизни ЧЕЛОВЕК
Личность – это человек с развитыми социальными качествами, приобретенными им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно-практической деятельности и взаимодействия с обществом, вхождения в мир культур. Личность общественно развитый человек как носитель сознания и самосознания наличие развитых социальных качеств, чувства личного достоинства и его активная защита усвоение системы общественных ценностей, перевод их в свой внутренний духовный мир творчество и активность в мышлении, общении, поведении и деятельности способность нести ответственность перед собой и обществом за свои поступки и действия
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КОМФОРМИСТСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ТИПЫ: ДЕЯТЕЛИ МЫСЛИТЕЛИ ЛЮДИ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ ГУМАНИСТЫ И ПОДВИЖНИКИ РЕЛИГИОЗНЫЙ Тип личности – интеграция и направленность ценностных ориентаций с характерными для нее общими способами поведения в социуме
Смысл жизни человека как личности Смысл жизни – означает совокупность предназначений и устремлений человека в ходе его жизни, включенность в систему общественных отношений, подчиняющих себе его поведение и поступ ки смысл жизни заключен в самой жизни, а не вне ее не существует универсального смысла жизни он не дается в готовом виде, ему нельзя научиться. О б щ е с т в о :
Субъектиная сторона — совокупность факторов, определяющих индивидуальный духовный выбор смысла и цели жизни каждым социальным субъектом с амостоятельный, добровольный поиск каждым человеком индивидуальный набор средств и методов его обретения возможность наличия множества субъективных ошибок на пути его обретения. Смысл и цель жизни человека 1 2 Субъективная сторона формируется и реализуется в конкретных формах человеческой деятельности необходимость значительного количества духовных усилий (затрат)
Объективная сторона – совокупность социальных факторов, определяющих общее содержание и направленность духовности основных субъектов общества проблема выбора обязательно наступает для каждого человека независимость выбора от возраста, пола, условий жизни… о бретает свою ценность в сравнении со смыслом жизни других людей. Смысл и цель жизни человека 1 2 Объективная сторона в лияние исторической эпохи, требований прогресса, гуманизма к человеческой жизни в обществе у тверждается и доказывается на практике делами, поступками людей
Франкл В. Человек в поисках смысла. –М. , Прогресс, 1990. Жизнь человека не должна лишаться смысла ни при каких обстоятельствах Смысл всегда может и должен быть найден, а его поиск нормальное свойство человеческой природы Поиск смысла жизни тесно связан с необходимостью его реализации 1 2 Концепция В. Франкла Обретение его идет не из себя, а из человеческой коммуникации Его нельзя дать как вещь, изобрести, его нужно найти, обрести 4 5 3 Ценностные принципы обретения смысла жизни